Сусуму Мацумото

Сусуму Мацумото


Тепло и нежно. Так в «Снежной Сове» приветствуют каждого гостя. Наверно, поэтому здесь часто можно встретить особенных, талантливых людей. Таких, как дирижер из страны восходящего солнца Сусумо Мацумото.

2018 год объявлен годом Японии в России и годом России в Японии. Мероприятий в этой связи запланировано огромное количество. И часть из них пройдёт на земле Красноярска. Одним из таких мероприятий стал I Фестиваль детских и молодёжных камерных оркестров, на который и приехал знаменитый японский дирижер, руководитель оркестровой школы.




Маэстро Мацумото приезжает в наш город в десятый раз, причем уже во второй раз останавливается в «Снежной сове» и с удовольствием отмечает перемены к лучшему, произошедшие в отеле с 2015 года. «Шаг за шагом вы улучшаете качество и сервис в отеле, он стал совершенно другим», — поделился Сусумо‑сан своими впечатлениями  с хозяйкой гостиничного комплекса Маргаритой Филипповой.

Наш именитый гость также охотно ответил на вопросы журнала «Маяк Надежды» и попросил выслать свежий номер себе на родину.


Сусуму‑сан, в Японии вы руководите Оркестровой школой префектуры Сидзуока. Расскажите о том, что она из себя представляет?

Наша школа создавалась на основе программы обучения оркестровой игре — градуируемой, систематической и поддающейся усовершенствованию. Эту программу разрабатывал я сам на протяжении трех десятков лет. Наши ученики получают знания от профессиональных учителей. Они изучают музыку как самостоятельно, так и играя в ансамбле. Конечно, игра в ансамбле занимают большую часть обучения, но тем самым ученики совершенствуют и свои индивидуальные техники.  В школе у нас учатся и взрослые, и дети разных возрастов. Занятия мы проводим совместные, так как, осваивая оркестровую игру, они исполняют музыку, которая соответствует уровню их мастерства.

 

С чего начинался ваш личный путь в музыке?

У меня профильное образование — я окончил музыкальный университет. После университета я стал учителем музыки в старшей школе и преподавал оркестровую игру на духовых инструментах для девочек. Неотъемлемая часть моего пути — различные музыкальные конкурсы. Вместе с этим духовым оркестром мы получили специальный приз на конкурсе медных духовых и духовых оркестров в Чехословакии. Также я принимал участие в музыкальных фестивалях в Германии, Швейцарии и Японии. Следующий этап после преподавания — дирижер оркестра, мюзикла, оперы. И все это время на протяжении 35 лет я занимался изучением детского и юношеского оркестрового образования. Раньше я считал, что обучение игре в оркестре возможно только в рамках специализированного образования. Теперь же я убежден, что музыка должна быть открыта для всех.

 

В 2008 году вы дирижировали крупнейшим в мире концертом и попали в книгу рекордов Гиннесса. Каково это — быть дирижером такого большого количества людей?

Оркестр, которым я дирижировал, состоял из 2864 человек. Играли музыканты на тайсёгото — таковы были условия. Конечно, гармонично исполнять музыку всем вместе нелегко. Но я был намерен побить предыдущий рекорд Книги рекордов Гиннеса. И нам это удалось — это было красиво, величественно и великолепно.

 

Расскажите подробнее про этот необычный инструмент, на котором вы играли.

Инструмент тайсёгото был создан в 1912 году. Во время заграничного путешествия его изобретатель впервые увидел пишущую машинку, и сразу подумал о кото, на котором можно было бы играть как на органе или фортепиано. Хоть и говорят, что тайсёгото — это японская арфа, но от классической она многим отличается. Это «настольная» разновидность арфы, компактная и удобная для переноски. Классическая арфа — традиционный инструмент с большой историей, а тайсёгото — сравнительно новый и современный.

 

А на каких инструментах вы сами играете?

На трубе. Но в настоящее время я не играю — я дирижер и преподаватель музыки.


Сусуму‑сан, вы много путешествуете. Где еще вы даете концерты?

В Старой Чехословакии, Швейцарии, Германии, США, Гонконге, и конечно, в Японии.

 

В Красноярске вы тоже уже не в первый раз. Как вам наш город?

Да, этот мой визит в Красноярск — десятый по счету. Я вижу, как сильно изменился город с тех пор, как я впервые приехал сюда в 1992 году. А ещё мне нравится красноярская природа — в пригороде и сельской местности очень красиво. И здесь очень много людей, которые любят музыку. И исполнители, и аудитория относятся к ней с большим уважением и увлечением.

 

А русскую кухню вы пробовали? Что понравилось?

Русская кухня очень разнообразна — столько интересных блюд! Я пробовал пельмени, борщ, шашлык, пирожки, различные закуски. Мне понравилось все! Очень вкусно.

 

А в ресторан «БУБО БУБО» вы заглядывали?

Конечно! Повар у вас очень хороший. И еще мне нравится, что вы используете только свежие ингредиенты — это сразу заметно. И отель ваш очень удобный, красивый. Девушки‑сотрудницы вежливые и улыбчивые. Мне было у вас уютно.

 

Какие у вас планы на будущее? Приедете ли еще в Красноярск?

Развитие культурного обмена между Сидзуокой и Красноярском в оркестровом направлении и в музыке в целом — это замечательно! Я мечтаю приезжать сюда как можно чаще.